01.09.2016


Вступил в силу Федеральный закон «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации».

Данный закон внес ясность во многие вопросы, не урегулированные ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации», закрепил на нормативном уровне подходы, сформулированные правоприменительной практикой, расширил категории споров, которые могут быть предметом третейского разбирательства, что отвечает потребностям современного бизнеса и повышает привлекательность национальной юрисдикции и в целом.

Согласно новому закону арбитражные учреждения могут создаваться только при некоммерческих организациях. Как отмечается на портале «Закон.ру» принимать решение о выдаче разрешения на создание третейского суда будет Правительство РФ по рекомендации специально созданного Совета по совершенствованию третейского разбирательства. При этом для ранее образованных постоянно действующих третейских судов устанавливается переходный период, в течение которого они смогут продолжить свою деятельность. Однако, по истечении года те арбитражные центры, которые не приведут свои правила в соответствие с новыми требованиями и не получат разрешения, лишатся права администрировать арбитраж.

В законе об арбитраже более подробно прописана компетенция третейских судов. В частности, прямо закреплено, что такие суды могут рассматривать корпоративные споры.

Кроме того, были изменены правила третейского разбирательства и процедура рассмотрения дел об оспаривании и принудительном исполнении третейских решений. Теперь исполнительные листы на решения третейских судов по соглашению сторон смогут получать по месту своего нахождения или месту третейского разбирательства, а не по месту нахождения должника.

Издание «Ведомости» сообщает, до сих пор крупный бизнес предпочитал иностранные третейские суды, недоверие к третейской площадке у одной из сторон — ключевой стоп-фактор, государственная судебная система понятнее сторонам. Вместе с тем, оперативность — одно из преимуществ третейских судов, не нужно проходить несколько инстанций, чтобы поставить точку в процессе, можно выбрать арбитров. Также привлекает цена процесса. Один только сбор за подачу иска в Лондонский международный третейский суд (LCIA) — больше 1700 фунтов, гонорар судей — более 300 фунтов в час.

Таким образом, представляется, что новая система — однозначно большой шаг вперед, направленный на создание в России эффективной и независимой системы арбитража, отвечающей высоким требованиям и стандартам мирового уровня.