Регламент Объединенной службы медиации (посредничества) при РСПП


  скачать этот документ в формате .pdf

УТВЕРЖДЕН
распоряжением Президента РСПП
от «01» марта 2019 года № РП-10

 

Статья 1. Предмет регулирования и сфера применения

1. Настоящий Регламент определяет порядок урегулирования споров, возникающих из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также споров, возникающих из трудовых правоотношений и семейных правоотношений, в Объединенной службе медиации (посредничества) при РСПП (далее – Служба медиации). Медиация направлена на выработку взаимовыгодных и взаимоприемлемых условий урегулирования споров и добровольное заключение сторонами медиативного соглашения в соответствии с выработанными условиями, а также на сохранение, поддержание и развитие деловых партнерских отношений и формирование этики делового оборота.

2. Урегулирование спора в порядке, установленном настоящим Регламентом, осуществляется при условии согласия на участие в примирительной процедуре сторон спора.

Согласие сторон спора может быть закреплено:

  • в договоре, содержащем медиативную оговорку, предусматривающую урегулирование спора в Службе медиации;
  • подписанным сторонами соглашением;
  • направлением соответствующих писем;
  • следовать из действий сторон по урегулированию спора в ходе примирительной процедуры.

3. Процедура медиации может применяться в отношении любых хозяйственных и межличностных споров, в том числе находящихся на рассмотрении в суде (третейском суде).

4. Процедура медиации в Службе медиации не применяется:

  • в отношении коллективных трудовых споров;
  • в отношении споров, затрагивающих права и законные интересы третьих лиц, если такие лица не привлечены к участию в процедуре медиации;
  • в отношении иных споров, которые согласно действующему законодательству Российской Федерации не могут передаваться на медиацию.

5. В ходе примирительной процедуры ее участники руководствуются законодательством Российской Федерации, настоящим Регламентом и обычаями делового оборота.

6. В случае проведения примирительной процедуры при разрешении споров, возникающих между субъектами хозяйственной деятельности на международном рынке, настоящий Регламент применяется только в той части, в которой это не противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации и законодательству государства, на территории которого проводится примирительная процедура.


Статья 2. Инициирование примирительной процедуры

1. Стороны вправе обратиться в Службу медиации для урегулирования возникшего между ними спора как в рамках совместного волеизъявления, так и по инициативе любой из сторон.

2. Сторона (стороны), заинтересованная в разрешении спора посредством процедуры медиации, направляет в Службу медиации заявление.

3. В Заявлении должна быть указана следующая информация:

  • наименование и адреса сторон спора;
  • обстоятельства, на которых основано заявление;
  • сумма разногласий, выраженная в рублевом эквиваленте;
  • иная информация, относящаяся к существу спора, которую сторона считает необходимой указать;
  • сведения о наличии между сторонами соглашения или договоренности о разрешении спора с использованием процедуры медиации;
  • согласие инициирующей стороны соблюдать положения настоящего Регламента.

4. К заявлению прилагаются:

  • копия документа, подтверждающего оплату регистрационного сбора;
  • копии документов, подтверждающих обстоятельства, на которых заявитель основывает взаимоотношения с другой стороной;
  • доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание заявления.
  • заявлению могут быть приложены иные документы по усмотрению заявителя.

5. В случае передачи на рассмотрение в Службу медиации спора, находящегося на рассмотрении в суде (третейском суде), в заявлении указывается наименование суда (третейского суда), номер соответствующего дела.


Статья 3. Принятие заявления

1. Вопрос о принятии заявления к производству решается Председателем Службы медиации в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня поступления заявления в Службу медиации.

2. Председатель Службы медиации обязан принять к производству заявление, поданное с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Регламентом. О принятии заявления к производству Председатель Службы медиации выносит соответствующее постановление.

3. В  случае если заявление подано с нарушением требований, предусмотренных настоящим Регламентом, Председатель Службы медиации оставляет заявление без движения с указанием обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без движения.

4. В случае если обстоятельства, послужившие основанием для оставления заявления без движения, не будут устранены в срок, не превышающий тридцати  календарных  дней  со  дня  получения  заявителем постановления об оставлении заявления без движения, Председатель Службы медиации выносит постановление о возврате заявления заявителю.

5. Постановление о принятии заявления к производству направляется сторонам спора. Стороне, в отношении которой направлено заявление, направляется также копия заявления с приложенными к нему документами и предлагается в срок, не превышающий 10 календарных дней, с даты получения указанного извещения, сообщить о своем согласии или отказе участвовать в примирительной процедуре. Стороне, в отношении которой направлено заявление, также предлагается представить отзыв по существу спора или возникших разногласий в срок, не превышающий 20 календарных дней.

6. Если в течение 20 календарных дней со дня получения стороной постановления о принятии заявления к производству, не получено согласие стороны на проведение процедуры медиации, такое предложение считается отклоненным.

В случае согласия другой стороны на участие в процедуре медиации по истечении 20 календарных дней с момента получения соответствующего предложения, решение о принятии такого согласия может быть принято Председателем Службы медиации с учетом мнения стороны-инициатора.

7. В случае согласия другой стороны на участие в процедуре медиации Председатель Службы медиации сообщает соответствующую информацию стороне-инициатору.

8. Сторона, выразившая согласие на проведение процедуры медиации, может компенсировать стороне-инициатору расходы по уплате регистрационного сбора в соответствии с Положением о сборах и расходах.

9. В случае отказа любой из сторон от проведения процедуры медиации до момента подписания соглашения о проведении процедуры медиации Председатель Службы медиации выносит постановление о невозможности проведения медиации.


Статья 4. Назначение медиатора

1. Процедура медиации, если стороны не договорились об ином, проводится одним медиатором.

2. Стороны вправе предложить кандидатуру медиатора/медиаторов из числа лиц, не входящих в Список медиаторов Службы медиации. При согласии сторон по кандидатуре медиатора данное решение утверждается Председателем Службы медиации.

3. Если в течение пяти рабочих дней со дня получения согласия второй стороны на проведение медиации, стороны не договорились о кандидатуре медиатора, Председатель Службы медиации назначает медиатора.

4. В  случае  передачи  на  рассмотрение  Службы  медиации  спора, находящегося на рассмотрении в суде (третейском суде), медиатор избирается сторонами или назначается Председателем Службы медиации с учетом требований к квалификации медиатора, установленных законодательством Российской Федерации.

5. О назначении медиатора Председатель Службы медиации выносит соответствующее постановление.

6. Положения настоящего Регламента, регулирующие функции единоличного медиатора, распространяются на случаи участия в процедуре медиации двух и более медиаторов. Распределение обязанностей между этими медиаторами осуществляется ими по согласованию со сторонами.


Статья 5. Статус медиатора

1. При выполнении своих функций медиаторы беспристрастны и независимы.

2. Лицо, принявшее на себя функции медиатора, должно незамедлительно письменно сообщить сторонам и в Службу медиации о любых обстоятельствах, возникших до начала или в ходе процедуры примирения,  которые  с  точки  зрения  разумного  информированного  лица, могут вызвать сомнения в независимости или беспристрастности медиатора в связи со спором, в разрешении которого он участвует, а также об иных обстоятельствах, в силу которых медиатор оказывается юридически или фактически неспособным участвовать в процедуре медиации.

3. В случае если избранный либо назначенный медиатор по какой-либо причине не может приступить к процедуре медиации или продолжить начатую процедуру медиации, Председатель Службы медиации назначает другого медиатора, если стороны не договорились об ином.

4. Любая из сторон в ходе проведения медиации вправе заявить о выборе (назначении) еще одного или нескольких медиаторов.

Решение о выборе (назначении) еще одного или нескольких медиаторов принимается сторонами совместно.


Статья 6. Прекращение полномочий медиатора

1. Стороны вправе заявить отвод медиатору при наличии обстоятельств, указанных в п. 2 ст. 5 настоящего Регламента.

При наличии указанных обстоятельств, а также если медиатор оказывается неспособным в установленные сроки выполнить свои функции, Председатель Службы медиации вправе решить вопрос об отводе медиатора.

2. Полномочия медиатора прекращаются при подаче им в Службу медиации заявления о самоотводе.

3. В случае прекращения полномочий медиатора, назначение нового медиатора осуществляется в соответствии с положениями настоящего Регламента.


Статья 7. Функции медиатора

1. Медиатор оказывает сторонам спора содействие с целью достижения согласия в урегулировании спора на основе взаимоприемлемого решения.

2. Медиатор руководствуется принципами объективности, добросовестности, справедливости и основывается на обычаях делового оборота, обстоятельствах, связанных с данным спором, а также учитывает сложившуюся между сторонами деловую практику.

3. Медиатор имеет право:

  • осуществлять примирительные процедуры таким образом, каким он считает нужным, учитывая обстоятельства дела, пожелания сторон и необходимость наиболее быстрого урегулирования спора;
  • на любой стадии осуществления примирительных процедур вносить предложения о механизмах урегулирования спора;
  • предложить каждой из сторон спора представить письменное заявление с изложением позиции соответствующей стороны, а также фактов доводов в обоснование заявленной позиции;
  • на любой стадии осуществления примирительных процедур запросить у любой из сторон спора дополнительную информацию, необходимую для целей урегулирования спора.

4. При наличии у медиатора оснований предполагать возможность урегулирования спора на условиях, приемлемых для сторон, медиатор предлагает сторонам условия возможного урегулирования спора.


Статья 8. Назначение Ответственного секретаря

1. Ответственный секретарь назначается Руководителем Аппарата Службы медиации с учетом предложений медиатора (медиаторов) по кандидатуре Ответственного секретаря при их наличии.

В рамках одного спора может назначаться несколько ответственных секретарей.

2. Ответственный секретарь может не назначаться, в этом случае функции Ответственного секретаря возлагаются на Руководителя Аппарата Службы медиации.

3. На Ответственного секретаря распространяются правила, предусмотренные п. 2 ст. 5 настоящего Регламента.

4. Ответственный секретарь может по собственному желанию сложить с себя полномочия. Полномочия Ответственного секретаря могут быть прекращены по решению Руководителя Аппарата Службы медиации, в том числе по заявлению медиатора (медиаторов) или по согласованию с ним (с ними).


Статья 9. Участие сторон

1. Стороны имеют право участвовать в проведении примирительной процедуры лично или через надлежащим образом уполномоченных представителей, назначенных сторонами по своему усмотрению.

2. Полномочия представителя на подписание мирового соглашения по результатам примирительной процедуры должны быть подтверждены учредительными документами, доверенностью или иным документом в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Статья 10. Предложения сторон по урегулированию спора

1. Каждая сторона спора имеет право по собственной инициативе или по предложению медиатора представлять ему свои предложения по урегулированию спора.

2. Предложения сторон не могут содержать механизмы урегулирования спора, нарушающие законодательство Российской Федерации, права и охраняемые законом интересы третьих лиц, принципы деловой этики.


Статья 11. Конфиденциальность

1. Медиатор, стороны спора, а также иные лица, участвующие в проведении    примирительной процедуры, обязаны соблюдать конфиденциальность в отношении всей информации, касающейся осуществления данной процедуры.

2. Требование конфиденциальности распространяется также на медиативное соглашение, за исключением тех случаев, когда раскрытие его содержания необходимо для целей выполнения условий медиативного соглашения.


Статья 12. Соглашение о проведении процедуры медиации

1. Между спорящими сторонами и медиатором до начала примирительной процедуры подписывается соглашение о проведении процедуры медиации, соответствующее требованиям Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Соглашение о проведении процедуры медиации должно содержать сведения:

  • о предмете спора;
  • о медиаторе или медиаторах;
  • о порядке проведения процедуры медиации;
  • о сроках проведения процедуры медиации;
  • указание на то, что спор подлежит урегулированию в порядке и сроки, установленные настоящим Регламентом;
  • размер, порядок уплаты и распределения между сторонами сборов и расходов в связи с проведением процедуры медиации с учетом положений настоящего Регламента и Положения о сборах и расходах.

2. Соглашение о проведении процедуры медиации готовится избранным (назначенным) медиатором. В ходе проведения процедуры медиации стороны вправе вносить изменения в текст соглашения о проведении процедуры медиации.

3. Соглашение о проведении процедуры медиации подписывается всеми сторонами спора и медиатором (медиаторами).


Статья 13. Условия проведения процедуры медиации

1. Если стороны не договорились об ином, порядок проведения процедуры медиации определяется в соответствии с настоящим Регламентом.

2. Медиатор самостоятельно определяет ход проведения процедуры медиации с учетом обстоятельств возникшего спора, пожеланий сторон и необходимости скорейшего урегулирования спора.

3. Медиатор организует проведение процедуры медиации таким образом, чтобы обеспечить максимальную возможность участия в ней руководителей организаций, индивидуальных предпринимателей и иных лиц, являющихся спорящими сторонами или их полномочными представителями. Медиатор обеспечивает заблаговременное уведомление сторон о времени проведения встреч и консультаций в рамках процедуры медиации.

4. Проведение  процедуры  медиации  обеспечивается  в  несколько этапов:

  • предварительные консультации со сторонами;
  • совместные встречи с участием сторон или их представителей, либо раздельные встречи с каждой из сторон или ее представителем;
  • подготовка и подписание медиативного соглашения.

5. При проведении процедуры медиации медиатор может встречаться и поддерживать связь как со всеми сторонами единовременно, так и с каждой из них в отдельности. Если стороны не договорились об ином, медиатор уведомляет сторону о факте раздельной встречи с другой стороной до ее начала.

6. При проведении процедуры медиации медиатор не вправе ставить своими действиями какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права и законные интересы одной из сторон.

7. Соблюдая принципы равноправия сторон, независимости и беспристрастности, медиатор вправе с согласия сторон вносить свои предложения относительно возможностей урегулирования спора и заключения соответствующего медиативного соглашения.


Статья 14. Предварительные консультации со сторонами

1. Предварительные консультации медиатора со сторонами и (или) их представителями проводятся в следующих целях:

  • для уточнения обстоятельств спора и позиций сторон;
  • для определения необходимых, относящихся к спору документов;
  • для предварительного определения условий, требований и пожеланий сторон к проведению процедуры медиации и ее результатам;
  • для выяснения мнения сторон о предполагаемом времени, необходимом для проведения и завершения процедуры медиации;
  • для определения места и времени проведения процедуры медиации;
  • для уточнения обстоятельств, затрагивающих права и законные интересы третьих лиц или публичные интересы.

2. В ходе предварительных консультаций медиатор разъясняет сторонам порядок проведения медиации, принципы медиации.

3. В случае отказа любой из сторон от проведения процедуры медиации в ходе проведения предварительных консультаций, а равно в случаях выявления медиатором обстоятельств, свидетельствующих о невозможности дальнейшего проведения процедуры медиации, медиатор сообщает в Службу медиации о невозможности проведения процедуры медиации.


Статья 15. Раздельная встреча медиатора с каждой из сторон

1. Раздельные встречи медиатора с каждой из спорящих сторон или их представителями проводятся после проведения предварительных консультаций со сторонами.

2. Раздельные встречи сторон с медиатором проводятся в целях:

  • выявления медиатором интересов и намерений сторон;
  • формулирования сторонами предложений по урегулированию спора;
  • рассмотрения предложений каждой стороны.

3. Информация, полученная на встрече с одной из сторон, может быть передана другой стороне только с согласия стороны, сообщившей данную информацию.

4. При отсутствии необходимости раздельная встреча с каждой из сторон может не проводиться.


Статья 16. Совместная встреча сторон и медиатора

1. Совместные встречи медиатора со сторонами проводятся в следующих целях:

  • уточнения позиций сторон;
  • выявления общих интересов сторон;
  • обсуждения возможных предложений и уступок;
  • поиска максимально взаимоприемлемых вариантов урегулирования спора;
  • проверки исполнимости достигнутых в ходе медиации договоренностей;
  • согласования текста медиативного соглашения.

2. В случаях, если проведение совместных встреч может, по мнению медиатора, препятствовать свободному волеизъявлению сторон, либо в случаях невозможности одновременного присутствия сторон на таких встречах, медиатор, в целях эффективного и скорейшего разрешения спора, может проводить только раздельные встречи.


Статья 17. Отказ медиатора от проведения процедуры медиации

1. Медиатор вправе в любой момент отказаться от проведения процедуры медиации в случаях если:

  • стороны (одна из сторон) будут препятствовать проведению процедуры медиации, в том числе не являться без уважительной причины для участия на этапах проведения примирительных процедур;
  • стороны (одна из сторон) в ходе проведения процедуры нарушают правила проведения процедуры медиации;
  • в ходе проведения процедуры медиации медиатор, основываясь на своих профессиональных знаниях и опыте, придет к выводу о невозможности разрешения спора путем проведения процедуры медиации - немедиабельный конфликт (конфликт, который в силу принципиального расхождения интересов сторон или в связи с личностными особенностями его участников не может быть урегулирован путем проведения примирительной процедуры (медиации)).


Статья 18. Медиативное соглашение

1. Медиативное соглашение – соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации к спору или спорам, к отдельным разногласиям по спору.

2. Медиативное соглашение по возникшему из гражданских правоотношений спору, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной без передачи спора на рассмотрение в суде (третейском суде), представляет собой гражданско-правовую сделку, направленную на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей сторон. К такой сделке могут применяться правила гражданского законодательства об отступном, о новации, о прощении долга, о зачете встречного однородного требования, о возмещении вреда. Защита прав, нарушенных в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения такого медиативного соглашения, осуществляется способами, предусмотренными гражданским законодательством.

3. Медиативное соглашение заключается сторонами в письменной форме в количестве экземпляров по числу сторон, а также один экземпляр для Службы медиации. Каждый из экземпляров медиативного соглашения подписывается сторонами спора, принимавшими участие в процедуре медиации, и должен содержать сведения о сторонах, предмете спора, проведенной процедуре медиации, медиаторе, а также согласованные сторонами обязательства, условия и сроки их выполнения.

4. Медиативное соглашение, заключенное в рамках процедуры медиации, предусмотренной пунктом 3 статьи 1 настоящего Регламента, утверждается арбитражным судом, судом общей юрисдикции или постоянно действующим арбитражным учреждением как мировое в соответствии с действующим законодательством.

5. В медиативном соглашении должны быть четко определены условия урегулирования спора и содержаться обязательства каждой из сторон добровольно исполнить соглашение с указанием сроков его исполнения.


Статья 19. Сроки проведения процедуры медиации

1. Срок проведения процедуры медиации определяется соглашением сторон о проведении процедуры медиации. При этом медиатор и стороны должны принимать все возможные меры для того, чтобы указанная процедура была прекращена в срок не более чем в течение шестидесяти дней.

2. В исключительных случаях в связи со сложностью разрешаемого спора, с необходимостью получения дополнительной информации или документов срок проведения процедуры медиации может быть увеличен по договоренности сторон и при согласии медиатора.

3. Общий срок проведения процедуры медиации не должен превышать ста восьмидесяти дней с момента подписания соглашения о проведении процедуры медиации.

4. Срок проведения процедуры медиации после передачи спора на рассмотрение арбитражного суда, суда или в постоянно действующее арбитражное учреждение не должен превышать шестидесяти дней с момента передачи соответствующего спора в Службу медиации.


Статья 20. Прекращение процедуры медиации

1. Процедура медиации прекращается в связи со следующими обстоятельствами:

  • заключение сторонами медиативного соглашения - со дня подписания такого соглашения;
  • заключение соглашения сторон о прекращении процедуры медиации без достижения согласия по имеющимся разногласиям - со дня подписания такого соглашения;
  • заявление медиатора в письменной форме, направленное сторонам после консультаций с ними, по поводу прекращения процедуры медиации ввиду нецелесообразности ее дальнейшего проведения, - в день направления данного заявления;
  • заявление в письменной форме одной, нескольких или всех сторон, направленное медиатору и в Службу медиации, об отказе от продолжения процедуры медиации - со дня получения медиатором или Службой медиации данного заявления;
  • истечение срока проведения процедуры медиации - со дня его истечения с учетом положений Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

2. Председатель Службы медиации выносит постановление о прекращении процедуры медиации.


Статья 21. Исполнение медиативного соглашения

1. Медиативное соглашение подлежит исполнению на основе принципов добровольности и добросовестности сторон. Помимо указанных в ст. 12 Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» последствий неисполнения медиативного соглашения иные последствия могут быть установлены сторонами в тексте медиативного соглашения.

2. Медиативное соглашение, утвержденное судом или третейским судом в качестве мирового соглашения, не исполненное добровольно, подлежит принудительному исполнению на основании исполнительного листа, выдаваемого государственным судом.


Статья 22. Участие медиатора в третейском или этическом разбирательстве

1. Если стороны не договорились об ином, медиатор не может выступать в качестве судьи (арбитра) в любом третейском или этическом разбирательстве в отношении спора, являвшегося предметом примирительной процедуры.

2. В случае достижения медиативного соглашения, стороны могут при согласии медиатора договориться об избрании лица, выполнявшего функции медиатора, третейским судьей и просить его зафиксировать медиативное соглашение в виде решения третейского суда на согласованных условиях.

3. Медиатор не может выступать в качестве представителя какой-либо из сторон в любом судебном разбирательстве в отношении спора, являвшегося предметом примирительной процедуры.

4. Стороны спора принимают на себя обязательство не привлекать медиатора в качестве свидетеля в ходе судебного разбирательства.

 

Яндекс.Метрика