Преимущества третейского разбирательства
скачать этот документ в формате .pdf
1. ПРАВОВОЙ СТАТУС
Обращение в третейский суд является общепризнанным в современном правовом обществе способом разрешения гражданско-правовых споров, проистекающим из свободы договора. Третейские суды не входят в судебную систему Российской Федерации, а являются альтернативной государственному судопроизводству при разрешения споров в сфере гражданского оборота. В то же время, принимаемые третейскими судами решения имеют те же правовые последствия, что и решения государственных судов, их исполнение обеспечивается принудительной «силой» государства. Постоянно действующий Третейский суд при Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) образован в 2006 году по решению Бюро Правления РСПП.
Деятельность Третейского суда при РСПП регулируется Федеральным законом «О третейских судах в Российской Федерации» от 24.07.2002 года № 102-ФЗ, Законом Российской Федерации «О международном коммерческом арбитраже» от 07.07.1993 года № 5338-1, Положением о Третейском суде при РСПП, утвержденным Бюро Правления РСПП, а также Регламентом и другими документами, утвержденным Президентом РСПП.
Председателем Третейского суда при РСПП является заслуженный юрист Российской Федерации — Агеева Любовь Анатольевна.
2. ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ
Третейский суд создан при одном из крупнейших в России объединении бизнес-сообщества. Российский союз промышленников и предпринимателей объединяет организации, представляющие ключевые секторы экономики: ТЭК, машиностроение, инвестиционно-банковскую сферу, оборонно-промышленный комплекс, строительство, химическое производство, легкую и пищевую промышленность, сферу услуг. РСПП объединяет работодателей всех уровней, руководителей крупных, средних и малых компаний всех регионов России. Компании, представленные в РСПП, производят в совокупности более 60% ВВП России.
Деятельность РСПП направлена на развитие эффективного партнерства и конструктивного диалога бизнеса и государства, и в этой связи РСПП выступает координатором усилий представителей делового сообщества для строительства эффективной, устойчивой рыночной экономики, основанной на самостоятельности и ответственности, единых и ясных для всех правилах поведения.
Динамичное развитие деловых отношений организаций-членов РСПП между собой, а также с их многочисленными контрагентами, продиктовало необходимость создания современной эффективной системы цивилизованного разрешения возникающих в этой связи гражданско-правовых споров. Именно Третейский суд при РСПП, отвечающий требованиям демократического государства с развитыми институтами гражданского общества, и был призван стать универсальным механизмом квалифицированного и оперативного рассмотрения предпринимательских споров.
Предоставляемая РСПП возможность использования третейских процедур является одной из важнейших составляющих стабильности и предсказуемости деловых отношений в условиях возникновения спора и необходимости обращения за судебной защитой прав и законных интересов.
3. КОМПЕТЕНЦИЯ
Третейский суд при РСПП рассматривает все категории споров, при условии, что они могут быть предметом третейского разбирательства в соответствии с международными договорами и законами Российской Федерации.
Право на обращение в Третейский суд при РСПП принадлежит любым физическим и юридическим лицам, а также иным организациям (учреждениям), обладающим процессуальной право- и дееспособностью, вне зависимости от их организационно-правовой формы и формы собственности.
Необходимым условием для рассмотрения спора по существу является наличие между сторонами разбирательства соглашения, предусматривающего возможность его передачи в Третейский суд при РСПП.
Согласно документам, регламентирующими деятельность Третейского суда при РСПП, он вправе рассматривать как споры с участием исключительно российских компаний, так и споров с участием организаций, если коммерческое предприятие хотя бы одной из них находится за границей или предприятий с иностранными инвестициями.
Указанная особенность является существенным преимуществом Третейского суда при РСПП по сравнению с теми организациями, при которых образовано несколько судов со специальной компетенцией: один для разрешения внутренних споров, другой — для споров с иностранным элементом. Так, при возникновении в споре между двумя российскими обществами иностранного элемента, например, в случае уступки права требования иностранной компании, Третейский суд при РСПП, в отличие от упомянутых третейских судов, сохранит компетенцию на рассмотрение спора без необходимости заключения дополнительного третейского соглашения.
4. ТРЕТЕЙСКИЕ СУДЬИ
В 2013 году список третейских судей (арбитров) Третейского суда при РСПП пополнился новыми именами. Сегодня в него включены авторитетные представители деловых кругов, общественные деятели, широко известные ученые, ведущие юристы и адвокаты – специалисты, хорошо знакомые со спецификой споров, возникающих в различных отраслях экономики и областях права. Многолетний практический опыт работы третейских судей, их фундаментальные знания законодательства, в том числе специального, а также безупречная деловая репутация являются важнейшими гарантиями квалифицированного и объективного разрешения споров в соответствии с требованиями закона и с учетом отраслевой специфики.
Стороны разбирательства наделены правом избрания судей не только из утвержденного списка, но также из числа иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым действующим законодательством и правилами Третейского суда при РСПП к личности арбитра. Механизм непосредственного участия спорящих сторон в формировании состава Третейского суда гарантирует процессуальное равенство сторон, объективность и беспристрастность при рассмотрении споров.
Объективная независимость Третейского суда при РСПП обеспечивается также благодаря его самоокупаемости, так как финансирование его деятельности и выплата гонораров третейским судьям осуществляются исключительно за счет уплачиваемых спорящими сторонами третейских сборов. По общему правилу для рассмотрения конкретного спора Третейский суд при РСПП формируется в составе трех судей, двое из которых избираются сторонами спора, а председательствующий судья назначается Председателем Третейского суда.
По договоренности сторон, в целях упрощения процедуры третейского разбирательства и сокращения расходов на него, спор может быть рассмотрен в составе единоличного третейского судьи. Кроме того, Регламент Третейского суда устанавливает «упрощенную» процедуру единоличного рассмотрения не сложных категорий дел, размер исковых требований по которым не превышает, как правило, пяти миллионов рублей. В то же время, если, несмотря на незначительный размер исковых требований, из совокупности обстоятельств конкретного дела будет вытекать необходимость его рассмотрения коллегиальным составом, то соответствующее решение сможет по своей инициативе или по ходатайству сторон принять Председатель Третейского суда.
5. СРОКИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ
Очевидным преимуществом передачи споров на разрешение Третейского суда при РСПП является максимально сжатый срок, в который проводится разбирательство дела. Этому способствует ускоренный документооборот со сторонами, достигаемый за счет направления корреспонденции Третейского суда службой экспресс-доставки, а также использования системы электронных рассылок.
Учитывая, что Третейский суд при РСПП рассматривает спор в одной инстанции, а его решение, как правило, не может быть оспорено по существу, срок третейского разбирательства обычно не превышает двух-трех месяцев, а при единоличном рассмотрении — шести недель.
6. РАСХОДЫ НА ТРЕТЕЙСКОЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВО
В отличие от государственных судов, финансирование которых осуществляется из бюджета, все расходы, связанные с деятельностью Третейского суда при РСПП, компенсируются за счет сторон третейского разбирательства путем уплаты ими третейских сборов, что является одной из важнейших гарантий его независимости.
По сравнению с ведущими российскими и зарубежными арбитражными центрами ставки третейских сборов в Третейском суде при РСПП установлены на относительно низком уровне. Положение о сборах, расходах и издержках сторон в Третейском суде при РСПП предусматривает снижение третейского сбора на 30%, если дело рассматривается единоличным третейским судьей. Кроме того, одной из приоритетных задач третейского судопроизводства является примирение сторон, содействие им в урегулировании спора мирным путем. Фактором, способствующим завершению третейского разбирательства на согласованных условиях путем утверждения мирового соглашения, является дополнительное уменьшение в этом случае размера третейского сбора на 30%. В совокупности такое регулирование позволяет спорящим сторонам более чем в половину снизить свои затраты на разбирательство.
Следует отметить, что при РСПП действуют иные органы альтернативного разрешения споров – Объединенная комиссия по корпоративной этике и Объединенная служба медиации (посредничества), к содействию которых стороны третейского разбирательства также могут прибегнуть в целях урегулирования возникших между ними разногласий. После завершения слушания дела Третейский суд распределяет между сторонами понесенные ими расходы на разбирательство, при этом третейский сбор возлагается на сторону, против которой состоялось решение. Любые иные издержки, понесенные стороной в связи с защитой своих интересов в Третейском суде при РСПП, например, расходы на оплату услуг представителей, также в полном объеме возлагаются на сторону, против которой принято решение.
7. ИНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА
В противовес открытости государственного судопроизводства третейское разбирательство основано на принципе конфиденциальности. Дело рассматривается в закрытом заседании, никакая информация о существе спора, а также о его субъектном составе не раскрывается, что способствует сохранению коммерческой тайны.
В отличие от встречающегося в государственных судах «конвейерного» производства и формального подхода к рассмотрению дел, обусловленных их крайней загруженностью, в Третейском суде при РСПП рассмотрение споров осуществляется квалифицированными специалистами, которые располагают достаточным временем для полного и всестороннего исследования представленных доказательств и установления всех имеющих значение для дела фактических обстоятельств.
Кроме того, процедура третейского разбирательства не столь строго подчинена нормам процессуального законодательства, которое предоставляет спорящим сторонам уникальную возможность самостоятельно установить удобные для них правила, по которым будет осуществляться рассмотрение их спора.
8. ПРИВЕДЕНИЕ РЕШЕНИЙ В ИСПОЛНЕНИЕ
Решения третейского суда обязательны для сторон, и в случае их неисполнения компетентный государственный суд выдает исполнительный лист — точно такой же, как и на свои собственные решения.
Согласно статье 46 ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» и разъяснениям, содержащимся Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 года № 96, при рассмотрении заявления о выдаче исполнительного листа на решение третейского суда, арбитражный суд не вправе пересматривать третейское решение по существу. Кроме того, при заключении третейского соглашения стороны вправе договорится о том, что решения Третейского суда при РСПП будут являться окончательными, и в этом случае они вообще не могут быть оспорены в государственном суде.
По большинству вопросов, связанных с деятельностью третейских судов, практика государственных судов уже устоялась, что во многом произошло благодаря активной роли ВАС РФ. Это позволяет говорить о существенном снижении риска возникновения непредсказуемых ситуаций, влекущих отказ в выдаче исполнительного листа или отмену решения третейского суда. Важнейшим событием в вопросе поддержки института третейского разбирательства и содействия его дальнейшему развитию явилось постановление Конституционного суда Российской Федерации от 26.05.2011 № 10-П, которым установлено соответствие Конституции Российской Федерации законоположений, допускающих рассмотрение третейскими судами споров относительно недвижимого имущества.
В условиях все большей интеграции России в мировую экономику и стремительного развития международных экономических связей актуальным становится вопрос исполнения за рубежом судебных решений, вынесенных на территории Российской Федерации. В этой связи следует также отметить существенное преимущество решений третейских судов перед судебными актами государственных судов. Так, признание и приведение в исполнение решений третейских судов осуществляется в соответствии с Нью-Йоркской конвенцией 1958 года, участниками которой являются 145 государств, включая также те страны, с которыми у Российской Федерации нет договоров о правовой помощи, на основании которых могут быть исполнены решения государственных судов.