Объединенная служба медиации (посредничества) при РСПП


 

М.А. Кульков, Председатель Объединенной службы медиации (посредничества) при РСПП

М.А. Кульков, Председатель Объединенной службы медиации (посредничества) при РСПП

Объединенная служба медиации (посредничества) при РСПП  образована в 2006 году решением Бюро Правления РСПП.

Служба медиации осуществляет деятельность по урегулированию корпоративных и иных споров с участием профессионального посредника — медиатора.

Медиация — гибкая, неформальная, экономичная и быстрая процедура, позволяющая участникам конфликта в духе доброй воли урегулировать разногласия. Данная процедура помогает сгладить личностные отношения и эмоциональную сторону конфликта, которые часто не позволяют сторонам урегулировать спор в ходе прямых переговоров. Особый интерес участников спора к медиации проявляется, когда главными в споре являются будущие интересы партнеров, возможность продолжать деловое сотрудничество и развивать партнерские отношения.

Существенным для участников хозяйственных отношений является возможность сохранить при проведении примирительных процедур полную конфиденциальность информации относительно обстоятельств спора.

Обратиться в службу медиации за содействием в разрешении спора может любое физическое или юридическое лицо. Главное условие  проведения медиации — согласие на участие в ней всех сторон спора. Именно поэтому, первым шагом в медиации после поступления обращения о проведении примирительной процедуры является обращение к другой стороне спора о ее согласии на участие в медиации.

При наличии согласия на участие в медиации всех сторон спора, руководитель Службы медиации назначает медиатора из списка медиаторов, утвержденного Бюро Правления РСПП. В список медиаторов включены известные представители бизнес-сообщества, общественные деятели, юристы и адвокаты, имеющие профессиональную подготовку в качестве медиаторов. При назначении медиатора учитывает пожелания сторон спора.

Медиатор должен сообщить руководителю Службы медиации о любых обстоятельствах, которые могут вызвать обоснованные сомнения относительно его беспристрастности или независимости в связи со спором, в урегулировании которого предполагается его участие.

При выполнении своих функций медиатор руководствуется принципами объективности, добросовестности, справедливости и основывается на обычаях делового оборота, обстоятельствах, связанных с данным спором, а также учитывает сложившуюся между сторонами деловую практику.

Задача медиатора состоит в том, чтобы помочь сторонам найти поле для достижения компромисса, определить его условия и заключить соглашение об урегулировании спора.

Наряду со службой медиации при РСПП действуют иные органы альтернативного разрешения споров — Арбитражный центр и Объединенная комиссия по корпоративной этике. В этой связи следует обратить внимание, что для обеспечения гарантированного выполнения сторонами достигнутых договоренностей соглашение об урегулировании спора, заключенное сторонами в результате примирительной процедуры, может быть представлено Третейскому суду при РСПП для его утверждения в качестве мирового соглашения. В этом случае при уклонении контрагента от выполнения условий соглашения заинтересованное лицо вправе будет обратиться в государственный суд за выдачей исполнительного листа на принудительное исполнение решения.